Герой из деревни Верхний Узвоз
Сегодня события с Украины – одна из основных новостных тем. Будет, наверное, правильным вспомнить давнюю историю.
В сентябре 1964 года в деревню Верхний Узвоз Велижского района пришло письмо из Ровенской области Украинской ССР от журналиста, подполковника в отставке Т.М. Васина, в котором он рассказал родственникам Алексея Логвиновича Ковалева о его подвиге и последних минутах жизни.
После войны жена Алексея[1], проживавшая в д.Узвоз Ястребского сельского совета, обращалась в Велижский райвоенкомат с запросом по розыску мужа, последнее письмо от которого пришло в июле 1941 года. Но его судьба оставалась неизвестной, он считался пропавшим без вести с ноября 1943 года.
К тому времени мать солдата умерла, так и не дождавшись двух сыновей. А тут письмо…
24 июня 1941 года, «заняв Кременец и Дубно, фашисты хотели соединиться между собой, но им преградили путь стойкие бойцы Советской Армии. Враг пытался обойти стороной, но танки и бронетранспортеры вязли в болотной трясине.
«Надо очистить шоссе», – решило фашистское командование.
На небольшом участке завязалась страшная и упорная битва. Земля сотрясалась от сплошных взрывов орудийных снарядов, авиационных бомб, мин.
Только к утру 28 июня бой прекратился. Фашистский генерал, стоявший на возвышенности, медленно обвел биноклем поле боя. Земля вздыбилась и покрылась сплошными черными воронками. После трехдневных непрерывных боев стояла непривычная, зловещая тишина.
– Русс капут! Вперед! – кричали гитлеровцы.
Выползли танки, перечеркнутые белыми крестами, тупорылые бронетранспортеры. Тягачи, ныряя на выбоинах шоссе, тянули будто короткие, толстые бревна – орудия, за ними ползли длинностволые дальнебойки, напоминавшие поваленную вековую сосну с отрезанной макушкой. Все это двигалось сперва медленно, с опаской, потом осмелело, и вот машины уже мчатся. Вдруг местность ожила: ахнула артиллерия, завыли мины, затрещали пулеметы. Под передний танк полетела связка гранат. Он, как испуганная лошадь, рванулся в сторону и замер, окутался плотной шалью черного дыма.
В этот день до вечера шел бой за небольшой участок шоссе.
Вот уже осталась горстка бойцов, но они не ушли с поля боя, не отступили ни на шаг. Когда не осталось ни одного орудия и пулемета, бойцы со связками гранат поползли к шоссе и останавливали врага гранатами.
В этом бою особенно отличился высокий, стройный и плечистый боец. Он со своим напарником забрасывал вражеские танки гранатами, а когда его товарищ был тяжело ранен, вынес его в безопасное место.
…Огонь врага усиливался. К шоссе уже не пробраться. Кончились гранаты, остались винтовка и пистолет – с этим оружием тоже можно воевать. У дороги стоит выдавшаяся вперед избушка, рядом покосившийся деревянный сарай. Боец, не задумываясь, бросился туда. Сарай полон дров. Это хорошо. Воин замаскировался в сарае – в 30 метрах от шоссе и прицельным огнем стал бить врага.
Жители деревни Бирки, живые свидетели героического подвига воина, восхищались высоким мужеством и отвагой этого неизвестного бойца. Он выбирал нужную цель, главным образом, офицеров.
Вот поравнялась с сараем штабная машина и остановилась у изуродованного бронетранспортера с фашистской свастикой. Высокий офицер важно вышел из машины и, поблескивая на солнце пенсне, поднес к глазам бинокль, но не успел глянуть в него: насмерть сраженный, повалился на мостовую. Стоявшие вокруг немцы переглянулись. Откуда стреляют? В грохоте моторов, в лязге гусениц, в скрежете железа выстрела не было слышно. Пуля, пущенная твердой рукой советского воина, была принята за «шальную».
Подъехала еще машина. Офицер ступил на дорогу и упал, как подпиленное дерево. Когда втаскивали в машину труп офицера, еще один фашист свалился замертво.
Сарай, где засел отважный воин, не раз прошивался пулеметным огнем врага. Но он «оживал», когда на дороге появлялась цель.
Бросились обыскивать местность. Побежали к дому Милецких (он стоял у дороги). Залезли на чердак, но никого не обнаружили. Высокий немец, увидев подвал, открыл дверь. На пороге стоял хозяин дома, старик Филимон Милецкий. Автоматная очередь перерезала его пополам. Послышался плач ребенка.
– А, тут люди! – и вниз полетела граната. Раздался взрыв. Убило насмерть старушку Ульяну Колынюк. Осколки гранаты насмерть изранили Анастасию Ильчук и впились в ноги ее шестилетней дочки Тани. Фашист, довольный, что так легко расправился с мирными жителями, пошел к шоссе, весело насвистывая. Советский воин поймал его на мушку и выстрелил. Солдат пошатнулся и, ловя руками воздух, свалился.
Боец продолжал сражаться и тогда, когда сарай был окружен. Воину предложили сдаться, но он ответил на это огнем. А когда вложил в винтовку последнюю обойму, сам смело открыл дверь сарая. Дорогу преградил поджарый немец в каске.
Страшный удар винтовки обрушился на голову фашиста, воин, пнув ногой обмякшее тело, шагнул вперед. По нему открыли огонь. Отстреливаясь от наседавших врагов, смельчак прыгнул через изгородь. Со стороны шоссе хлестнула автоматная очередь. Вражеская пуля ударила в спину и пробила сердце героя»[2].
Долгие годы после окончания войны, как пишет Т. Васин, «слава о смелом воине передавалась из уст в уста и далеко ушла за пределы деревни Бирки». Фамилия отважного воина оставалась неизвестной. И вот нашли могилу неизвестного героя, вместе с останками и полуистлевшими документами.
Как оказалось, это наш земляк – Алексей Ковалев. Он родился в 1914 году в д. Верхний Узвоз Велижского уезда в многодетной семье. Имел двух братьев – Владимира и Александра и трех сестер – Анну, Эмилию и Марию. Окончил Велижское педагогическое училище. До войны учился заочно в Смоленском педагогическом институте и работал учителем математики в одной из неполных средних школ Усвятского района Смоленской области. Комсомолец. Участник Великой Отечественной войны. Призван в РККА 27.11.1939 г. Усвятским РВК. По информации ЦАМО (ф. 6618, оп. 277343с, д. 3) служил в 199-м с. п. 39-й с. д. Погиб 24.06.1941 г., сражаясь до последнего патрона. Ему было 27 лет…
2 августа 1964 года его останки были перезахоронены в могилу под высоким кленом в селе Судобичи Украинской ССР. Захоронен он у Судобичской 8-летней школы, невдалеке расположена церковь. Жители села отдали ему последние почести, высказали слова благодарности в адрес родителей, вырастивших сына-героя.
7 ноября 1964 года пионерской дружине этой школы было присвоено имя Алексея Ковалева. Его 3 сестры, брат Александр, жена Алексея и его дочь Нина были долгожданными почетными гостями на торжественной линейке, присутствуя на этом мероприятии. Их встретили как родных, показали место, где Алексей принял свой последний бой. Пожилая женщина, живая свидетельница его подвига, подробно рассказала о том, как это было.
По возвращении брат Александр, рассказывая о поездке, о знакомстве с хозяйством колхоза им. Кирова, на территории которого похоронен Алексей, писал: «Нас, родных Алексея, окружили заботой и вниманием, ни на минуту не оставляя одних. По пути следования колхозники группами присоединялись к нам, переживали вместе с нами наше горе и гордились, что Алексей Логвинович был воспитан мужественным и храбрым…»[3].
Я думаю, что и велижане могут по праву гордиться им. Его имя занесено в Книгу Памяти Псковской области, том 6, как призывавшегося в армию Усвятским РВК.
Его сестра Мария Ковалева проживала в д. Узвоз. Родилась в 1924 г., окончила Велижскую школу медсестер, воевала санинструктором в действующей армии. Получила тяжелое ранение. Вернувшись на родину, работала избачом, бригадиром, учетчицей, дояркой в совхозе «Суворовский». В 1985 году была награждена орденом Отечественной войны II ст. Умерла, похоронена на гражданском кладбище в д. Логово.
Сестры Анна, проживавшая в д. Узвоз, и Эмилия, проживавшая в д. Корени, работали в совхозе «Суворовский», одна в полеводстве, затем дояркой, вторая – звеньевой. Умерли, Анна Логвиновна похоронена в г. Велиже, Эмилия Логвиновна – в д. Маклок.
Братья Алексея – Владимир Логвинович, 1911 г. р., был призван в РККА 27.06.1941 г. Велижским РВК. Красноармеец. Пропал без вести в марте 1944 года. Второй брат Александр – офицер, полковник запаса. Умер и похоронен в г. Москве…
Благодаря таким семьям, как Ковалевы, стояла и будет стоять наша Родина – Россия. А мы должны помнить и передавать из поколения в поколение рассказы о героях, отдавших свою жизнь за наш сегодняшний мирный день.
P. S. Выражаю благодарность А.В. Шелаевой, бывшему руководителю Маклоковской сельской Администрации, затем муниципального образования Ситьковское сельское поселение, за помощь в подготовке данной статьи.
Н. Казаков
e—mail: NKazakov@yandex.ru
[1] В документах Велижского РВК за подписью райвоенкома Иванова: от 22.03.1947 г. в адрес начальника управления по учету погибшего и пропавшего без вести рядового и сержантского состава – Дзерве Альвина Денисовна; от 18.04.1947 г. в адрес начальника управления по персональному учету потерь – Ковалева Евдокия Дмитриевна. В рассказе брата Александра — Альвина Денисовна.
[2] См. Т. Васин, подполковник в отставке. Светлое имя героя в наших сердцах//Путь Ильича. 1964. № 147.
[3] А. Ковалев, подполковник техслужбы. Не посрамил земли русской//Путь Ильича. 1964. 27 декабря.