Профессию надо любить!

Ежедневно заходя в магазин, чтобы приобрести тот или иной товар,

продуктовый набор, мы не задумываемся ни о профессии продавца,

ни о ее значении в жизни человека. Более того, нам зачастую кажется,

что стоять за кассой у прилавка дело нехитрое… И только присмотревшись

внимательно к работе, понимаешь, что товары на полках

должны стоять в определенной последовательности, задумываешься,

какими же крепкими должны быть спина и руки продавцов,

которые ежедневно таскают тяжелые тележки с продукцией,

что, стоя у холодильников, можно запросто заболеть,

что высота не причина отходить от правил и верхние полки

должны соответствовать требованиям, что определенные манипуляции на кассе – закодировать товар, отбить чек, послать запрос в банк, дать сдачу –

нужно делать быстро, чтобы у кассы не создавалась большая очередь…

А терпимость, коммуникабельность и внимательность –

это не только качества, которыми должен обладать продавец,

это и обязательные качества покупателя.

В этом году мы уже второй раз соприкасались с продавцами магазинов города

и района… И что интересно, просматривается невидимая связь – люди,

однажды пришедшие в торговлю, остаются здесь, как правило, навсегда…

Сегодня мы хотим познакомить вас, наши уважаемые читатели, еще с одним работником торговли, которая трудится в этой отрасли уже более тридцати лет, – Светланой Владимировной Федотчевой.

До 1991 года жизнь Светланы совершенно не была связана ни с Велижским районом, ни с торговлей – семья жила в Таджикистане, а Светлана работала по профессии – бухгалтером. Жизненные обстоятельства сложились так, что пришлось переехать. Наверное, у читателя, как и у меня, возникает вопрос:

– Почему в Велиж?

– Все очень просто, – отвечает Светлана. – В Таджикистане начали интенсивно внедрять таджикский язык, обстановка осложнилась военными действиями, а несколько ранее в Велижский район, в д. Чепли, переехала моя сестра, занялась здесь фермерской деятельностью. Мы с супругом приехали в Велиж в отпуск. И знаете, нас покорила природа Велижского края, мы влюбились в эти безграничные леса и поля, в тихие вечера и красивейшую Западную Двину, поэтому не было сомнений куда переезжать. Да и просто хотелось на родину – в Россию.

Приехав в д. Патики, Светлана вместе с супругом, по примеру родственников, занялись фермерством – оформили кредит, купили коров, одним словом, обзавелись хозяйством. Вот только представьте: молодые люди, жители большого города, и ферма. Светлана сейчас с улыбкой вспоминает все, через что им пришлось тогда пройти: как выпаивали маленьких телят, не зная об этом ничего, как вдвоем вручную косили, как дохода от этой деятельности хватало только на погашение процентов кредита – а тогда, конечно, земля уходила из-под ног.

– Как же Вы успевали еще и работать?

– Не знаю. Муж работал шофером, но потом понял, что не справимся, и ушел. Я первые полгода работала в детском саду, но это было не мое место, поэтому, когда мне предложили устроиться в магазин, перешла не раздумывая. Было ли сложно? Нет. Я быстро поняла, что мне нравится эта работа, нравятся люди, которые нас приняли очень хорошо, доброжелательно.

И здесь в размеренный быт людей ворвались перестроечные годы, все стало чужим и непонятным. А дефицит в магазинах, очереди, списки, талоны – об этом, конечно, можно говорить до бесконечности… Вот и моя собеседница, вспоминая это время, говорит: «Вот привезут в магазин два детских костюмчика, стою и думаю, кому их продать, каждому надо, каждый просил оставить, а их всего два. Так и говорю, тяните, девчонки, жребий. Помню сигареты, длинные в мешках, которые продавали на развес, помню даже не талоны, а списки и то, как сливочное масло и сахар делили только между детским садом и столовой».

Но каким бы сложным ни было время, на Светлану покупатели не обижались, понимали, что поступает по совести.

Немного позже в жизнь людей стали входить частные магазины, но уходить из Велижского РАЙПО Светлана не собиралась, так как, как говорит сама, «так было раньше, но, думаю, что и сейчас ничего не изменилось – если ты работник Велижского РАЙПО, значит, у тебя безупречная репутация».

Время шло, семья переехала в Велиж, а Светлана душой и сердцем приросла к Велижскому РАЙПО – к продавцам здесь относились и относятся с должным уважением и вниманием. Долгое время Светлана замещала продавцов, находившихся в декретном или ежегодном отпуске. С теплотой и благодарностью говорила о своих коллегах, продавцах и руководителях Велижского РАЙПО, моя собеседница, поэтому вопрос, который просто необходимо было задать, был очевиден.

– Почему перешли работать в торговую сеть «Лаваш»?

– К сожалению, в РАЙПО не было постоянного места работы. Но если бы не «Лаваш», то ждала бы свое именно в РАЙПО.

Это был 2012 год. Светлана устраивается в «Лаваш» старшим продавцом, а последние три года трудится здесь заведующей. Было ли сложно? Конечно, да. В то время «Лаваш» был совершенно новой торговой сетью, да и плюс ко всему это был магазин самообслуживания. Методом проб и ошибок коллектив выстраивал свою работу. Сейчас работа магазина налажена на все сто процентов. За каждым продавцом закреплена определенная продуктовая полка, установлены камеры видеонаблюдения, на которых, кстати, настоял сам коллектив магазина, да и коллектив подобрался, как говорит сама Светлана, удивительно работоспособный, понимающий и друг друга, и свои задачи, и покупателя с полуслова.

Сегодня магазин «Лаваш» пользуется популярностью у велижан, на хорошем счету у руководства, и, что немаловажно, ежемесячно выполняется доведенный план.

– В чем же успех? – спрашиваю у Светланы Владимировны.

– Отчасти в том, что в нашем компактном магазине широкий ассортимент товара, магазин на хорошем счету у покупателей, а еще все продавцы приветливые. Со стороны своего профессионального опыта могу с уверенностью сказать, что лицо магазина – это продавец. Согласитесь, даже в нашем небольшом городке магазинов много, но не ко всем продавцам хочется идти. Если в магазине плохое обслуживание, сколько бы товара ни было, покупатель туда не придет. А еще в коллективе должно быть взаимодействие и взаимопонимание, доверие, честность и порядочность.

Главные качества продавца, по мнению Светланы Владимировны, опыт, который достигается благодаря упертости, и коммуникабельность, которая, в свою очередь, зависит и от характера, и от внутреннего состояния человека.

Сегодня рабочий день Светланы Владимировны несмотря на то, что магазин открывается в девять часов утра, начинается намного раньше, да и заканчивается тоже задолго после закрытия. Но это совсем не смущает ее: любовь к профессии, четкость и порядок во всем – главные приоритеты. Хватает ли сил на дом? Как и у всех: когда как. Одно Светлана знает четко: профессию надо любить, тогда она будет в радость и воздаст тебе сторицей в самый сложный период твоей жизни.

Беседовала Евгения Витина

Вам может также понравиться...