Пограничник — особое звание
Михаил Петрович Янушевский после окончания военного училища служил в Среднеазиатском пограничном округе. Вернувшись на малую родину, работал уже на мирных должностях. Галина Максимовна разделяла с мужем все тяготы воинской службы. Вместе они без малого полвека.
«Командир, спасибо»
На одной из стен уютного просторного и светлого дома Янушевских висят, скажем так, часы в возрасте. Их со словами «Спасибо, командир» подарили хозяину дома бойцы-пограничники, когда Михаил Петрович увольнялся в запас. С тех пор минуло 33 года, а часы до сих пор показывают точное время. Значит, от души подарок и с любовью.
Янушевского уважали и ценили солдаты. Он был правильный командир, справедливый и честный. Что заслужил боец в конкретной ситуации, то и получал: или поощрение, или взыскание, несмотря на лица и прежние заслуги. Он всегда был рядом с ними, ел кашу из одного котелка, а в трудных ситуациях весь груз ответственности брал на себя. И, когда солдат допускал ошибку, он в первую очередь винил себя. Значит, не доучил, не предусмотрел. Берег и защищал своих младших товарищей по оружию. Там, где могла подстерегать опасность, первым шел сам.
Помогая осваивать новую специальность – связиста, учил навыкам обращения с аппаратурой, навыкам поведения на охраняемой территории. Учил самостоятельно принимать правильное решение в неожиданных ситуациях. Граница ошибок не прощает. Когда выполнял обязанности командира роты, выходных практически не имел, сутками находился в отряде.
Общение со многими сослуживцами, несмотря на прошедшие десятилетия, продолжается до сих пор: по звонкам, по сообщениям в соцсетях можно изучать географию страны – от Калининграда до Сахалина.
Только военное училище
Михаил Петрович никогда не сомневался в выборе послешкольного будущего и никогда впоследствии о нем не пожалел. Он хотел быть военным, только военным, и стал им. Большое влияние оказал пример отца – фронтовика, моряка.
Михаил готовился к поступлению в летное училище, но в самый последний момент офицер в местном военкомате привел довольно много аргументов в пользу другого учебного заведения. Молодой парень прислушался к его мнению и поступил в Орловское высшее военное командное училище связи КГБ. Годы учебы пролетели быстро, желание Михаила – приобретать необходимые знания для дальнейший службы – помогало ему справляться с трудностями, привыкать к дисциплине, бытовым неудобствам. Сам выбрал профессию, никто не неволил, терпи. С физическими нагрузками справлялся без особых проблем – парень, выросший в деревне, тренирует мышцы, набирает силу уже с детства, юности. Косить траву, колоть дрова, копать огород и т.д. учишься рано и как-то само собой, глядя на взрослых. Дел около своего дома, в огороде, в хозяйстве хватает постоянно: с ранней весны и до поздней осени. И дети всегда были первыми помощниками.
Место службы – Средняя Азия
Но, несмотря на закалку, выносливость, непросто пришлось парню с русской равнины привыкать к жаркому южному климату. После окончания училища в 1976 году Янушевский получил направление для дальнейшего прохождения службы в Среднеазиатском Краснознаменном пограничном округе. Там ему определили первоначальное место службы – Хорогский (Таджикистан, Памир) пограничный отряд, командиром роты. Они вместе с бойцами осуществляли связь со всеми подразделениями на 980 охранных километрах границы. Порой работать приходилось в невероятно трудных условиях, но поставленные задачи никогда не оставались нерешенными.
В этом отряде встретил Михаил Петрович афганскую войну. И тогда, и сейчас он считает, что вводить наши войска в Афганистан было необходимо. На той стороне шла серьезная подготовка к тому, чтобы «поднять» Среднюю Азию, дестабилизировать обстановку. Его рота обеспечивала связь и в Афганистане, но это тщательно скрывалось. Вплоть до 1983 года, когда их официально признали участниками боевых действий.
Он постоянно уезжал в командировки, не зная, возвратится ли назад. Терзала неоставляющая мысль, что прощаясь с женой, обнимая сына, он не имеет права сказать ей, куда летит. И, может быть, видятся они в последний раз. Всякое может случиться.
Почти полвека вместе
Женился Янушевский сразу по окончании училища на местной орловской девушке. С тех пор, 48 лет, они неразлучны. Галина Максимовна разделяла все тяготы пограничной жизни с мужем. Была его надежным тылом, верным другом, понимающей и поддерживающей своего мужа женой. Она чаще, как и другие жены, жила в ожидании и расставаниях. День-два муж дома и вновь неделя-две в командировке. Частые суточные дежурства в роте тоже отнимали их совместное время. Михаил Петрович считал, что должен все время находиться со своими бойцами, знать до мельчайших подробностей, чем они живут, какие проблемы их волнуют, что пишут из дома, какие отношения между ними складываются, чтобы учесть это при расстановке сил при очередном задании. Он старался, чтобы солдатам служилось спокойно и надежно. На семью практически не оставалось времени…
Даже в роддом Галину отвозили подруги. Мужа накануне отправили в командировку в Афганистан. Правда, к выписке молодой отец успел – примчался в последнюю минуту. Уставший, пропыленный, но счастливый подержал сына на руках, переночевал дома и вновь уехал. Помогали те же соседи, подруги. Жены офицеров держались всегда вместе, никогда не оставляя без помощи нуждающегося в ней. Проблемы решали сообща и за стол, если появлялся повод для праздника, садились вместе, иначе там нельзя было. Средняя Азия – это не только отличный от нашего климат, это совершенно другие обычаи, другой образ жизни, отношение к женщине, даже продукты питания и те другие. Питались мясом яков и бараниной. Родное сало на многие годы стало деликатесом. Изредка его присылали родители. Изредка, потому что почты зимой практически не было, всякая связь прекращалась. Если позволяли погодные условия, раз в месяц-полтора приносили весточку от родных. Мужчин интересовал свой «продукт» – Михаил Петрович с улыбкой вспоминает: пиво привозили только два раза в год – к 1 Мая и 7 ноября.
По восходящей
После пяти лет службы в Хорогском погранотряде Михаила Петровича направили в Туркменистан – начальником связи погранотряда. Затем – в Душанбе начальником штаба отдельного батальона связи.
Где бы он ни служил, требования к себе предъявлял самые строгие. И чем выше должность, тем серьезнее ответственность. Он считал, что не имеет права спрашивать с других, если в чем-то не разобрался сам. Постоянно занимался самообразованием. И всегда помогал всем, кто нуждался в его помощи. Должности не меняли его отношения к сослуживцам, бойцам. Он по-прежнему оставался простым, добросердечным, доступным командиром.
Возвращение домой
Наступали непростые 90-е. Все носились с демократией, а считай – вседозволенностью, даже в армии. Не редки стали случаи, когда отпустив бойца в отпуск, домой на Украину, больше его не видели. Назад он не возвращался. И никто особенно не усердствовал в его бесполезных поисках (Государственную границу страны охраняли в то время только русские, белорусы и украинцы).
В союзных республиках вспыхивали волнения, все хотели жить самостоятельно, без указаний из Москвы, все хотели перемен. На зданиях в Душанбе проскакивали надписи: «Русские, не уезжайте, нам нужны рабы». Русские не просто уезжали, они убегали под покровом ночи, бросая квартиры, все нажитое, заработанное годами.
Армия тоже переживала трудные времена, отношение к ней менялось не в лучшую сторону, в ней начались сокращения.
В 1991 году Михаил Петрович подал рапорт на увольнение со службы с формулировкой – в связи с нежеланием продолжать службу в сложившейся обстановке. Не рисуясь, правдиво обозначил свою позицию. Он честно отдал свой долг Родине, отработал свой диплом, затраченные государством на его бесплатную учебу средства. Вместе с семьей, в которой уже подрастало двое детей (после сына родилась дочь), вернулся на малую родину, в г. Велиж.
Он любил свой город, соскучился по родным местам, родным людям. Слишком долго они не виделись. Кроме того, Михаил Петрович считал, что в пору безвременья, непонятно к чему ведущих перемен лучше держаться вместе. Правильность принятого решения подтвердило время, когда тяжело заболел отец. И здесь Михаил Петрович также честно выполнял свой долг, только теперь сыновний. Ежедневно ездил в деревню, помогал ухаживать за лежачим отцом: кормить, мыть, переодевать. Другая женщина не смогла бы так аккуратно выполнять все процедуры, как он, мужчина. Кроме того, Янушевский работал, занимал разные должности (старший мастер в училище, механик в дорожном участке, главный инженер в коммунальном хозяйстве, главный специалист в Администрации города). Сейчас – на заслуженном отдыхе. Как он сам шутит: «Теперь я домохозяин».
Нередко приглашают ветерана боевых действий к участию в различных патриотических мероприятиях, на встречи с молодыми пограничниками.Янушевский награжден медалями «За боевые заслуги», «От благодарного афганского народа», «За отличие в охране государственной границы».
Галина Максимовна продолжает трудиться. Она медсестра хирургического отделения местной больницы.
Есть для кого жить
Янушевские живут сейчас для детей и внуков – у них две внучки и два внука, которые постоянно гостят у бабушки и дедушки. Дочь Ольга по образованию бухгалтер, она с семьей обосновалась в Смоленске. Сын Константин – водитель, работает в Смоленске. Но с семьей остались в Велиже. Повторения пути отца не захотел – насмотрелся на его службу с детства. Но срочную службу проходил в пограничных войсках. А вот внук хочет, как дед, поступать в военное училище, если не передумает. Михаил Петрович внука не отговаривает. Как бы пафосно ни звучали эти слова, но кому-то же надо Родину охранять, защищать.
Второй важный праздник
После Дня рождения второй самый важный праздник у Михаила Петровича – День пограничника. Семья это знает. Поэтому обязательно в этот день все собираются за праздничным столом, поднимается рюмка и за ушедших, и за живых друзей-товарищей. Телефон Михаил Петрович не выпускает из рук ни на минуту: звонят ему, звонит и он. Дружба у пограничников особая, крепкая, надежная. Они охраняли тот рубеж, за который отступать нельзя. За ним – страна твоя, твои родные, могилы твоих предков. Как в свое время говорил один из видных государственных деятелей, погранвойска – это политические войска, а пограничники – полноправные представители советского народа на границе.
Восполнить пробелы
В наш приезд в один из последних теплых солнечных дней золотой осени супруги Янушевские занимались огородными делами – возили перегной под будущие грядки. Извинилась, что отрываю от насущных дел. «Ничего-ничего, и мы передохнем немного», – в один голос заявили мои собеседники. А после разговора Михаил Петрович и Галина Максимовна вышли провожать нас с фотокором. У мужчин нашлась своя тема для разговора, а мы с хозяйкой направились на экскурсию по огороду. Поразило, как все с умом посажено и сделано. Удивили порядок, чистота на приличных сотках. Все выкошено, вскопано. А все, что выращено, переработано и поставлено на хранение до зимы. Свое никогда не сравнится с магазинным.
Глядя на этот порядок около дома, на огороде, на поколотые и сложенные в аккуратные поленницы дрова, на посаженные молодые яблоньки, говорю Михаилу Петровичу: «Нет, Вы не домохозяин, Вы скорее домоработник». Он улыбается в ответ: «Это мы с Галиной вместе хозяйничаем. Я лишь стараюсь восполнить все те пробелы, когда ей многое приходилось делать одной, в том числе постоянно ждать меня со службы. Теперь я все время рядом». После этих слов у меня промелькнула единственная мысль-пожелание: «И пусть так – рядом, вместе – продлится как можно дольше».
Людмила Азаркевич
Фото Сергея Соболева и из личного архива семьи Янушевских