Ей покорилось небо: оказывается, летать – это просто

Согласитесь, как разнообразны бывают женские судьбы – женщина-мать, женщина-жена, женщина-руководитель… Этот список можно продолжать… Сегодня хочется остановиться на судьбе женщины-летчицы, замечательной, легендарной летчицы, прожившей яркую, интересную, насыщенную жизнь – на судьбе Марины Лаврентьевны Попович.

Марина Попович – военный летчик-испытатель 1-го класса, инженер-полковник ВВС в запасе, автор 102 мировых рекордов в области авиации на различных типах машин (10 из них были поставлены на огромном АН-22 («Антей»). Ни одна женщина в мире не летала на самолете такого класса, тем более в качестве командира экипажа), доктор технических наук, генерал-лейтенант казачьих войск, заслуженный лектор и мастер спорта СССР, Почетный гражданин города Велижа.

Марина Попович за свою летную карьеру освоила более 40 типов самолетов и вертолетов, испытывала авиационную технику в ГК НИИ ВВС им. В.П. Чкалова и КБ О.К. Антонова, в том числе по пяти видам самолетов в качестве ведущего летчика-испытателя. Ее общий налет составляет около 6 тысяч часов. А еще она была известна как писатель, общественный деятель и просто удивительная женщина…

Конечно, о заслугах и наградах Марины Попович можно говорить очень долго, но все же – начнем с самого начала…

Детство. Семья. Мечта

20 июля 1931 года на хуторе Леоненки Велижского района Смоленской области в семье Лаврентия Федосовича и Ксении Логиновны Васильевых родилась вторая дочь, которую назвали Мариной. Детство Марины прошло в деревне Самусенки. В семье было пятеро детей, но после несчастья со старшей сестрой Зоей, которая трагически погибла, старшей стала Марина.

Отец перегонял плоты по Западной Двине, но при этом увлекался музыкальным искусством, сам делал скрипки и хорошо играл.

«Мой папа был скрипачом, с детских лет я с ним выступала на концертах (играла на маленьких цимбалах), а дядя Карп – на баяне. Такой был у нас семейный инструментальный ансамбль. Поэтому родители и родственники были уверены: мое будущее – музыка», – позже вспоминала она.

Сестра Марины Валентина окончила консерваторию, стала впоследствии дирижером в театре. Двое братьев матери были летчиками; война подсказала и ей сделать выбор в пользу летного искусства. В начале Великой Отечественной войны семью эвакуировали в Новосибирск. Позже Марина Лаврентьевна вспоминала: «Мы жили под Смоленском, в небольшом городке Велиже. Нас постоянно бомбили, вот тогда я и насмотрелась ужасов войны… После этого в партизаны ушли мои двоюродные братья Миша и Володя Иванутины, которым было по 9-12 лет. Память войны она очень крепкая… Так вот, почему я хотела летать. Я хотела отомстить фашистам. Отомстить. Но пока я росла, фашистов не стало, а желание научиться летать – осталось».

В 1947 году Марина окончила школу. Для поступления в авиационное училище у нее было множество препятствий, одно из них – малый рост. «Конечно, это было по-детски наивно, но мечта стать летчиком меня не оставляла. Правда, все оказалось не так просто. После школы поступила в Новосибирский авиационный техникум. Экзамены сдала хорошо, но меня зачислили на сварочное отделение. Однако позже все равно перевели на самолетное. Была такая проблема: я невысокого роста, не доставала в самолете до педалей. Пришлось заниматься специальной гимнастикой, для вытягивания ног подолгу висела вниз головой на турнике. Я нашла альпинистские цапли и просила, чтобы меня подвешивали вниз головой. То ли действительно упражнения помогли, то ли я просто сама по себе выросла, но рост увеличился до 160 см, и путь в аэроклуб открылся.

Сначала я прыгала с парашютом, а потом стала летать. На всю жизнь запомнила свой первый полет. (В 1948 году Марина совершила свой первый полет – как курсант аэроклуба, она летала на самолете Ут-2). Когда чувствуешь, как самолет подчиняется твоей воле, – это ни с чем не сравнимо. После аэроклуба я стала летчицей-спортсменкой ДОСААФ. Но хотелось стать профессионалом, военным летчиком. А все говорили: это не женское дело. Куда бы ни обращалась – отказы».

В 1951 году Марина окончила авиационный техникум в Новосибирске, после чего работала инженером-конструктором на заводе имени Коминтерна (1951-1953).

Но мечта о небе, о серьезных, больших самолетах не оставляла. Тогда Марина добилась приема у заместителя Председателя Совета министров СССР К.Е. Ворошилова и получила разрешение на зачисление в авиационное училище – так она обрела возможность стать профессиональным летчиком. С этой драгоценной рекомендацией в руках и отправилась будущая легенда русской авиации в Саранское авиационное училище, обучение в котором закончила с красным дипломом. После окончания училища ее оставили работать там летчиком-инструктором. Три года спустя, с 1958 г, она уже летала в Центральном аэроклубе им. В.П. Чкалова в парадном расчете.

Жена космонавта

Несмотря на ореол романтики, жизнь летчика очень тяжела. А жизнь женщины-летчика – еще больше. Постоянно приходится выбирать: работа или личная жизнь, полеты или семья. И только Марине Попович, беззаветно влюбленной в небо, но все-таки земной женщине, удалось совместить эти две противоположные стороны судьбы. Правда, не до конца.

В Новосибирске Марина познакомилась со своим первым мужем, знаменитым космонавтом первого, «гагаринского» набора Павлом Поповичем, когда оба они были курсантами.

«На первое свидание Павел не догадался купить цветы. А может, просто не подумал, или некогда было, – рассказывала Марина Попович. – А я накануне летала, у нас на аэродроме росло много ромашек – собрала букет и ему подарила. Он был крайне смущен, взял цветы, покрутил, потом прижал к груди. Прошло много лет, и оказалось, что эти ромашки он засушил и, когда летел в космос, взял их с собой».

После училища жизнь развела влюбленных по разным городам, но они долго переписывались. Наконец, в 1955 году встретились и поженились.

Они оба страстно любили летать, и ни один не смог пожертвовать небом ради семьи. Еще до свадьбы оба поклялись никогда «не подрезать крылья» друг другу. Но выдерживать обещание на деле было гораздо труднее. Как волновался он за свою жену, когда Марина шла на свой первый рекорд!

«Павел, наблюдавший за моим полетом, очень сильно переживал, – рассказывала летчица. – Внешне спокойный, он словно замер, особенно после моего третьего захода, с тревогой провожая глазами стремительно пронесшуюся в воздухе машину. Первым встретил меня, преподнес букет роз и тихо сказал: «Больше не пущу!».

Два года молодожены вообще жили за тысячу километров друг от друга: он в Заполярье, она в Саранске, встречаясь изредка, когда позволяла служба. В апреле 1956 года у них родилась дочь Наташа. Лишь после ее рождения семья смогла воссоединиться в Подмосковье.

В октябре 1968 года семья Поповичей пополнилась дочерью Оксаной. Марина до восьми месяцев беременности летала, и никто не догадывался о ее положении, только замечали, что летная форма была надета не совсем по уставу.

Конечно, совмещать профессию летчика и материнство было очень непросто. Марина Лаврентьевна рассказывала: «У меня был составлен четкий распорядок дел. В пятницу, например, я убирала квартиру, стирала. Конечно, каждый вечер готовила еду. Моя первая девочка, Наташа, с 6 лет до 11 находилась в интернате. Я четыре раза в неделю приезжала к ней. Но тогда у меня было забот, что называется, полон рот: помимо летной работы училась в вечернем институте. Поэтому ее одну дома нельзя было оставлять. А вот когда вторая дочка родилась, помогали все – и подруги, и лифтерша. Виделись редко, прихожу с работы – няня девочек уже уложила, только пяточки поцелую тихонько, чтоб не разбудить. Утром ухожу – они еще спят».

Марина Лаврентьевна честно признавалась, что уделяла воспитанию детей мало времени: «Я дочерей практически не воспитывала. Была у меня одна женщина в нянях, которая жила у нас два года, потом дети ходили в ясли, садик. Нельзя было объять необъятное. Я не успевала. Когда они стали подрастать, я сказала: дети, делайте, как я, и прочтите десять заповедей. Просто выписала им десять заповедей, они еще со времен Моисея известны. Но Иисус Христос их поддержал. И больше ничего».

Марина и Павел Поповичи прожили вместе 30 лет. Когда же Павел все-таки ушел из семьи, Марина не отчаялась и смогла найти в себе силы жить дальше. И судьба отблагодарила ее за это, подарив новую любовь.

«С Борисом Александровичем Жихоревым мы вместе работали в Тушино. Он был заместителем начальника штаба авиации сухопутных войск. Я ему очень сильно симпатизировала. После смерти жены он уехал куда-то далеко к родным, долго его не было, а я перешла на другую работу. Потом он вернулся в Москву, и мы поженились. Мне было пятьдесят пять лет», – с теплой улыбкой вспоминала Марина Лаврентьевна.

Борьба за небо

С 1960 года Попович стала овладевать техникой пилотирования на реактивных самолетах. В 1962 году она даже принимала участие в отборе женщин – кандидатов в космонавты и проходила медицинское обследование в составе второй группы из 9 человек. После успешного прохождения всех испытаний врачи огласили свой приговор: «Не годна. Повышенный кислородный обмен». Марина, конечно, не поверила: откуда у нее, летчицы, летавшей на высоте в 18 тысяч метров, такой диагноз? Но дорога к звездам была закрыта навсегда, и мечта о космосе так и осталась мечтой.

В 1963 году Марина Попович решила стать летчиком-испытателем. К тому времени она налетала 530 часов как инструктор, освоила пять типов самолетов, имела звание старшего лейтенанта запаса. Тем не менее, чтобы добиться разрешения, ей пришлось в самых высоких инстанциях доказывать свою состоятельность.

В 1964 году Попович установила свой первый мировой рекорд скорости и получила звание мастера спорта. Но главное, был открыт путь к самой заветной мечте: стать летчиком-испытателем. Для этого старшему лейтенанту Попович опять пришлось пройти множество инстанций, вплоть до главнокомандующего ВВС. Но своего она добилась. В 1964 году М.Л. Попович стала летчиком-испытателем, командиром корабля Ан-12 в ГНИКИ ВВС. Именно она первой из женщин преодолела звуковой барьер (за что в западной прессе получила прозвище «мадам МиГ»).

В течение следующих нескольких лет она установила 102 мировых рекорда, в частности, на самолете «РВ» (Як-25РВ).

Женщина-легенда

30 ноября 2017 года на 87-м году жизни Марина Попович скоропостижно скончалась. Но эта легендарная женщина навсегда останется в памяти людей – целеустремленность, трудовой подвиг не имеют срока давности.

Марина Лаврентьевна Попович – автор 102 мировых рекордов в области авиации на различных типах машин, 13 из которых зарегистрированы в международной авиационной ассоциации (FAI). Первый из них, на скорость, был установлен в Брно на чешском самолете Л-29, после чего (как отмечало ИТАР-ТАСС) «рекорды стали обычной работой летчицы». Ей же принадлежит мировой рекорд по скорости самолетов с двумя турбореактивными двигателями, который она установила в 1965 году на самолете «РВ», пройдя замкнутый 2000-километровый маршрут.

Десять мировых рекордов было завоевано Попович в качестве командира воздушного корабля-гиганта «Антей» (Ан-22). Кстати, она – единственная женщина-летчица в мире, пилотировавшая этот огромный грузовой самолет. На нем впервые в истории авиации экипаж, возглавляемый Мариной Лаврентьевной, поднял в небо 50 тонн груза на высоту 6 600 метров и преодолел расстояние в 1 000 км со скоростью, превышающей 600 км/ч. До 1978 года Попович служила военным летчиком-испытателем в авиационном НИИ во Владимирске Астраханской области, а затем пять лет работала ведущим летчиком-испытателем у генерального конструктора Антонова в его ОКБ в Киеве. Позже – занимала пост президента летной ассоциации «ВЕРСТО» в Тушино, возглавляла авиакомпанию «Конверс Авиа» при Министерстве авиационной промышленности, работала в центре А.Е. Акимова, который занимался изучением торсионных полей.

Марина Лаврентьевна – доктор технических наук, профессор, действительный член шести академий наук, президент Всемирной ассоциации женщин-ученых. Она – заслуженный мастер спорта СССР, кавалер нескольких орденов, обладательница множества международных наград, в том числе Золотой и Серебряной медалей им. С.П. Королева, Большой Золотой медали ФАИ. Заслуги и талант выдающейся летчицы признаны на Родине, за рубежом и даже в космосе. Американцы присвоили туристическому звездному маршруту имя Марины Попович. Кроме того, ее именем названа звезда в созвездии Рака. Известна Попович и как активный общественный деятель – она была участницей женского движения «Надежда России», вице-президентом Международного Центра им. Н. Рериха, проректором Международного института управления (МИУ) по патриотической работе, вице-президентом НО Международный фонд «Здоровье Отечества» (в рамках работы которого ей удалось организовать медицинскую помощь детям-инвалидам)… Марина Лаврентьевна, как истинно творческий человек и член Союза писателей России, в перерывах между полетами успела написать множество произведений. Она – автор и соавтор четырнадцати книг, в том числе сборника стихов «Жизнь – вечный взлет» (1972), и киносценариев к двум фильмам: «Букет фиалок» и «Небо со мной». Одна из последних ее книг «НЛО над планетой Земля» (2003) была удостоена премии им. М.В. Ломоносова и общественной награды «Золотое перо Руси». Она консультировала летчиков и конструкторов ракет и самолетов, занималась исследованиями в области новых технологий, НЛО и других аномальных явлений. Участвовала в экспедициях по поиску «снежного человека» на Памире и на Кольском полуострове. В возрасте 53 лет Марина Лаврентьевна Попович завершила летную карьеру.

Малая родина –

Велижский край

Марина Лаврентьевна Попович на протяжении нескольких десятилетий поддерживала тесную связь со своей малой родиной – Велижским краем.

Во время своих визитов она проводила встречи с велижанами, в том числе со школьниками, учащейся молодежью, ветеранами Великой Отечественной войны. Традиционными были встречи с подрастающим поколением в период празднования Дня Победы – 9 мая и Дня освобождения города Велижа и Велижского района от немецко-фашистских захватчиков – 20 сентября. Ежегодные встречи с учащимися на базе городских и сельских школ района, беседы, круглые столы о патриотизме, об общечеловеческих ценностях, о служении Отечеству, о долге, чести, воинской доблести надолго останутся в памяти детей и подростков. Вклад Марины Лаврентьевны в дело воспитания молодого поколения велижан очень значим и высоко ценится земляками.

С момента зарождения поискового движения в Велижском районе Марина Лаврентьевна Попович оказывала ему всяческую поддержку и помощь. В 2010 году М.Л. Попович присутствовала на торжественном открытии часовни на Поле Памяти в д. Н. Секачи Велижского района, в 2012 году – на открытии памятного знака воинам 332-й стрелковой дивизии.

Ежегодно в июле М.Л. Попович посещала Велиж в дни празднования Дня города и района. Она была почетным гостем на всех праздничных мероприятиях, активным зрителем и ценителем талантов на Межрегиональном конкурсе молодых исполнителей эстрадной песни и Межрегиональном фестивале творческих коллективов и исполнителей «Велижская волна». Марина Лаврентьевна украшала своим присутствием различные мероприятия, проводимые в районе.

26 июля 2009 года в рамках праздничных мероприятий, посвященных 82-летию образования Велижского района и 473-й годовщине основания Велижа, состоялось чествование нового Почетного гражданина города Велижа. Это высокое звание было присуждено знаменитой Марине Лаврентьевне Попович.

Тесную связь Марина Лаврентьевна поддерживала с Велижским историко-краеведческим музеем. Благодаря этому экспозиции музея регулярно пополнялись уникальными экспонатами: книгами, автором которых она являлась, ценными личными вещами и фотографиями.

Марина Лаврентьевна была чрезвычайно интересным, удивительным человеком. Она обладала таким мощным жизнелюбием, неиссякаемым оптимизмом и верой в лучшее.

Бесценная память земляков

Жители Велижского района будут всегда хранить память о Почетном гражданине города Велижа – Марине Лаврентьевне Попович. В знак уважения и памяти о заслугах Марины Попович в парке «Городской сад» установлен подаренный ею самолет Л-29, на котором она в 1964 году установила первый мировой рекорд в скорости, дальности и продолжительности полета.

Среди учащихся школ города и района проводятся турниры по баскетболу, посвященные памяти нашей выдающейся землячки. Награда победителя – переходящий кубок памяти М.Л. Попович. Инициатором данного проекта является супруг Марины Лаврентьевны – генерал-майор в отставке Борис Александрович Жихорев. В изготовлении данных кубков ему помогали друзья из Звездного Городка.

В Велижском районном музее и музейном уголке средней школы № 1оформлены экспозиции, посвященные знаменитой летчице, где находятся книги, личные вещи Марины Попович, любезно переданные Велижу самой Мариной Попович и ее супругом Б.А. Жихоревым.

«Пройдет время, люди забудут имена тех, кто сегодня не сходит с экранов и страниц средств массовой информации. И потомки свяжут наше время с именами Ю.А. Гагарина, С.П. Королева и других настоящих Героев. Среди этих имен навсегда сохранится и имя великой женщины XX века – Марины Попович. Я глубоко убежден в этом» (Б.А. Жихорев, предисловие к книге М.Л. Попович «Я летчик!»).

Е. ВИТИНА

При подготовке использованы материалы

Велижского районного историко-краеведческого музея и сайтов:

https://ru.wikipedia.org;
https://www.liveinternet.ru;
https://sibmama.ru

Читайте также: