Надежная опора правительства
Продолжение. Предыдущие статьи: Униаты, православные, католики, монахи-базилиане, «Переломное восстание?», Успокаивать пришлось митрополиту

Начало в селе Сертеи
…С возвращением православия Велижское Благочинение началось в селе Сертеи, потом перешло в Бабову-Луку, в Велиж, в село Плоское и опять в Велиж. Первым православным благочинным был священник Константин Белинский, за ним Симеон Котович, после него баболуцкий священник Петрашень, Велижской Николаевской церкви (впоследствии Свято-Духовской) протоиерей Марка Калиновский, протоиерей Александр Чичкевич, Свято-Духовской церкви священник Александр Хруцкий, собора протоиерей Григорий Рабчевский, села Плоского Священники: Афанасий Володуцкий и Даниил Гнидовский, и настоящий»38.
Ведущую роль в деле ликвидации унии – как и некогда ее основания и утверждения – играли высшие иерархи церкви», – считает С. Г. Козлов-Струтинский…
В 1866 году в Велиже было «православных приходских церквей каменных четыре, кладбищенских – каменная одна и деревянных четыре; римских костелов каменных: один приходской и один кладбищенский (внутри прихода Велижского Свято-Духовского собора). Православных прихожан при сих церквах считается за 1865 год: мужеского пола 3 324, женского – 3 531 душа» 39. К концу века в Велиже уже насчитывалось более десятка деревянных церквей, в том числе пять – кладбищенских: Троицкая, Васильевская, Петропавловская, Михайловская, Покровская.
В 1878 году прихожане Велижской Кресто-Воздвиженской церкви в обращении к Преосвященному Викторину, Архиепископу Полоцкому и Витебскому, писали: «…предки наши православные долгое время имели часовню на берегу Двины при слиянии ее с Черным ручьем, потом в 1760 г. устроили деревянную церковь на месте теперешней Трех Святителей и в 1777 году устроили часовню за Черным ручьем во имя Св. Тройцы для служения по греко-российскому обряду. Рядом с деревянною церковью начали строить каменную униатскую церковь. Оконченную постройкою в 1790 г.»40.
После присоединения Белоруссии к России православная церковь получила приоритет над униатской.
В одном из Указов императрицы Екатерина II говорилось: «Расторгнув узы принуждения, угнетавшего свободу исповедания прародительской веры, мы с удовольствием видим, что обитатели возвращенных от Польши областей, исполненные усердия к благочестию, возвращаются в объятия православной восточной церкви»41.
Сдавали в аренду
Имея значительные земельные наделы, городские и сельские церкви сдавали их в аренду, получая большие доходы. Так, Вязьменская сельская церковь взимала с крестьян за пользование церковной землей натуральный налог. Крестьяне ежегодно выплачивали церкви 52 четверти ржи, 42 четверти овса и другие продукты. «Крестьяне деревень Курмели, Перелезено выплачивали Ильинской церкви 1/10 часть собранного на арендованной земле урожая».
Свято-Духовской собор имел 170 десятин земли, из которых не сдавал в аренду только 6 десятин (в 1889 г.), получая 120 руб. дохода в год42.
Большие земельные наделы в пределах Велижского староства имели монахи-базилиане. Много земли принадлежало костелу, начавшему собирать ее еще при А. И. Гонсевском, который неоднократно дарил костелу земли. В одном из документов того времени указывалось, что Велижский костел получил земельный надел, который передал от имени А. Гонсевского его писарь Бельский.
Царев день
Особым уважением у велижан пользовался день Святого Александра, который очень широко отмечался 30 августа, поскольку связан был с Александром I. В этот день в Велиже редко можно было встретить трезвого человека. В 1825 году царя встречал не только звон колоколов, народное гулянье, иллюминация, но и салют артиллерийского батальона, дислоцированного в Велиже. Царь побывал на литургиях в Свято-Духовском соборе и Николаевской церкви.
Пожертвования
Велижское духовенство всегда было надежной опорой правительства, поддерживало его, активно откликаясь на нужды государства, армии.
В 1877 году «духовенством и церквами 1-го велижского округа пожертвовано в пользу больных и раненых воинов 117 рублей 10 коп. и на 32 рубля чаю, сахару, белья и других предметов, каковые пожертвования и переданы Благочинным в витебское Управление Общества Красного Креста»43. «В пользу раненых и больных воинов пожертвовано причтами и церквами 3 велижского округа 157 рублей»44.
В 1879 году «на устройство добровольного флота пожертвовано: причтами, церквами и прихожанами 2 велижского округа 71 р.»45.
18.02.1904 г. Полоцкая духовная консистория сообщала: «…духовенство З-го Велижского Округа, движимое сочувствием к участию русских воинов, проливающих на Дальнем Востоке свою кровь за веру, Царя и Отечество… постановило: 1) жертвовать на военные потребности, впредь до окончания войны, ежемесячно, начиная с 1 февраля сего года, по 3% из получаемого жалованья, а именно: священнику по 90 к, а псаломщику по 30 коп., 2) выделять для той же цели ежемесячно, с разрешения Епархиального Начальства, 5% из общецерковных доходов и 3) произвести каждому священнику в своем приходе одновременный денежный сбор по особому выданному на сей предмет местным Благочинным листу»46. Жертвовали и школы, находившееся под контролем и руководством духовенства. Так, Миловидская школа грамоты Велижского уезда пожертвовала 1 руб. 50 коп «на усиление военного флота» в 1904 году47.
Неординарное событие
Неординарное событие происходило в г. Велиже в конце 1911 г. – начале 1912 г. В январе 1912 года И. Виноградов писал: «Вот уже более месяца … как пребывает с нами чудотворный образ Божией Матери «Ордынской», этой Высокой Небесной Покровительницы всех обездоленных и несчастных; но за это время православное население города никак не может еще расстаться с мира Заступницей, чтоб отпустить от себя Св. Икону за реку Западную Двину, где также давно уже ждут Ее не только православные, но и католики. Ежедневно с раннего утра до позднего вечера, то там то здесь видите вы, как проносят Св. Икону крестным ходом по улицам города из храма в храм, из дома в дом. Моментально обнажаются при встрече головы мужчин, совершается всеми истовое благоговейное крестное знамение и особое чувство духовной радости «о Бозе Спасе» и благодарственного к Богу умиления за даруемые Его к нам милости охватывает тогда вас всего. И видишь, как на лицах, сопровождающих св. Икону, заметно отсутствует и «ныне всякое житейское попечение», как переживают они особенно радостную повышенную религиозную настроенность. Служатся в домах, куда приносится св. Образ, молебны, акафисты, всенощные бдения, и всегда богомольцев не вместить тогда. К чести наших певчих, молодых девиц надо отметить, как усердно они всегда почти следуют за процессией, и в будний, и в праздник в особенности, как охотно и вдохновенно поют на этих домовых и церковных службах. Особенно могуче, стройно и трогательно выходит у них величественный акафистный припев особого всеми любимого мотива: «Радуйся, Невесто, Неневестная»! Некоторые принимают у себя св Икону по два раза. В храмах городских на общественных церковных службах св. Икона тоже перебывала по два раза и всегда уносится отсюда в дома торжественным крестным ходом после соответствующего случаю заамвонного слова служителями алтаря Господня. По своему приходу сопровождает св. Икону о. благочинный 1-го округа. И чувствуется, что если бы была возможность, то не скоро еще отпустили бы от себя богобоящиеся велижане св. Икону, даже на другую сторону реки. На всех церковных и домашних службах, в крестных ходах св. Икону всегда сопровождают по очереди два иеромонаха Ордынской пустыни и четыре послушника. Нельзя не отметить, как справедливо заметил и с церковного амвона соборный священник о. Д. Квятковский, с каким терпеливым благодушием денно и нощно несут свое послушание эти два убеленные сединами старца. Ни беспрерывное хождение с раннего утра до позднего вечера по мокрым улицам и глухим переулкам города во всякую погоду сырой непостоянной изменчивой зимы и осени нынешнего года, ни отсутствие определенного отдыха, стола, приюта и сна, ни всегда напряженное состояние при долгих богослужениях, ни старческий 75-ти летний возраст, ничто не в силах снять с лица этих достойных отцов печать полного довольства своим земным жребием, полного просвечивающегося во всем симпатичнейшем облике их, благодушия и хваления Бога за все. Поистине это лица особо отмеченные перстом Божиим!»48
Продолжение следует…
Н. Казаков
38. Св. М. Красовицкий. Велижское благочиние и некоторые из церквей его (историко-статистическое описание). Стр. 77-98. /Памятная книжка Витебской губернии на 1866 год. Под редакцией А.М. Сементовского. Спб, 1866/. 39 Там же. 40. О.М. Киселев. В память столетия Велижской Кресто-Воздвиженской церкви. Стр. 52-58 /Полоцкие епархиальные ведомости. 1885. № 2/. 41. А. Сапунов. Исторические отношения Руси Белой и Великой. Стр. 16. /Памятная книжка Витебской губернии на 1898 год. Витебск. Губернская типография. 1898/. 42. Статистические сведения о церквях и церковных причтах Полоцкой Епархии. г. Велиж. Стр.23. /Памятная книжка Витебской губернии на 1889 год. Витебск, Типография Витебского губернского правления.1889/. 43. Циркуляр Главного Управления Общества попечения о раненых и больных воинах. Стр. 552 /Полоцкие епархиальные ведомости. 1877. № 18/. 44. Местные известия. Стр. 652 /Полоцкие епархиальные ведомости. 1877. № 21/. 45. Местные известия. Стр. 83 /Полоцкие епархиальные ведомости. 1879. № 3/. 46. Сообщения Полоцкой Духовной Консистории. Стр. 128 /Полоцкие епархиальные ведомости. 1904. № 6/. 47. От редакции. Стр. 233 /Полоцкие епархиальные ведомости. 1904. № 15/. 48. И. Виноградов. Религиозные торжества в Велиже. Стр. 11-12 /Полоцкие епархиальные ведомости. 1913. № 1/.