«Переломное восстание?»

Продолжение статьи Униаты, православные, католики, монахи-базилиане

Храм-часовня в честь блаженной Матроны Московской, д.Селезни, 2020г.

Переход из унии

В 1767 году Чепли, находясь во владении «ксендзов Велижских», станут предметом раздора. «Ксендзы делали наезды на земли замка Велижского, возводили на них постройки, засевали поля и даже завладевали целыми войтовствами (Мышковским и Кривским). Замковая администрация в свою очередь нападала на ксендзов и их подданных, вытравливала поля и луга и т.п. Ожесточение сторон доходило до того, что замок однажды употребил на постройку корчмы лес, приготовленный ксендзами для постройки церкви»…»14.

«Из церквей Велижского у. Глазомицкая упоминается в 1619 г., Церковская в 1628 г., Церковищенская, Городищанская, Маковская, Чепельская и Бобоволуцкая в 1703 году, Усмынская в 1695 г. – в документе, выданном из полоцкого иезуитского архива униатскому архиепископу 28 марта 1770 г.»15.

Начиная с XVIII века, в Велиже стали возводить каменные храмы, строившиеся, в основном, на деньги местных купцов. «К началу XVIII века, кроме Рождественской Замковой были в Велиже Ильинская и Николаевская униатские церкви. Кроме этих в 1713 году построена Михайловская, а в 1762 году Воздвиженская деревянные церкви. Из них Николаевская церковь сгорела (около 1750 года).

В 1756 году Велижский деканат греко-католической церкви насчитывал 18 приходских церквей, в 1792 году – 1516.
Во время присоединения Велижа к Российской Империи в 1772 году, ни одной православной церкви не было в городе, и только самая малая часть жителей сохраняли православие.

«…Несмотря на ожидания определенных кругов, греко-католики региона не спешили переходить в православие, пользуясь тем, что «с присоединением Белорусского края, оное владение ненарушимо оставлено в свободном и ничем не ограниченном отправлении исповедуемой веры, при вольностях по привилегиям»17.

«К тому же правительство было связано договором с Речью Посполитой от 18 сентября 1773 г., по которому на землях, отошедших к России, гарантировалась неприкосновенность вероисповедных прав католиков “обоих обрядов”»18.

Тем не менее, в Велиже число православных начало увеличиваться и для них была устроена домовая церковь в городской ратуше, находившейся на базарной площади, а на правой стороне на берегу Двины Хрулевичи начали строить деревянную церковь во имя св. Троицы, которая освящена в 1779 году по обряду греко-российскому»19.

Домовая церковь в городской ратуше была небольшой и была устроена для военных, как утверждал священник М. Красовицкий20.
«Поворотным пунктом стало издание 22 апреля 1794 г. указа Екатерины II, приглашавшего униатов воссоединиться с русской церковью. Указ, хотя прямо говорил об «удобнейшем искоренении унии», формально не предписывал насильственного присоединения (предполагалось перечислять в ведение православного духовенства только те приходы, в которых этого пожелает большинство верующих), но на местах ситуация часто выглядела иначе»21.

«В 1795 году православный невельский протоиерей Белинский и велижский уездный стряпчий Изюмов были «отряжены» в Велижский уезд «для присовокупления униатов, желающих присоединиться к благочестию», и хотя крестьяне, «собранные в малом количестве в фольварке Михалово», объявили о «нежелании своем к принятию греко-российской веры, по многим после того принуждениям никто к сему не присоединился», чиновники, насильно отобрав церковь Сертейского прихода, передали ее православному духовенству для переосвящения. Пятерых человек, «прежде наказывая телесно и другими средствами угнетения… за неприятие… благочестия – сочтя неделание только за противуборствие и якобы препятствие… в Полотск отослали к суду, которые, содержась заключенными в полиции близ десяти недель, когда оказалась невиновность и напрасное мучение, освобождены по домам…». После этого крестьяне-униаты более трех лет оставались без своего священника и просили разрешения освятить часовню в деревне Маклоки. Белинский составил ведомость, согласно которой православными стали 5 тысяч человек, а в унии осталось около ста. Когда в марте 1798 года крестьянам удалось выхлопотать разрешение оставаться в унии и освятить маклокскую часовню, велижский комиссар Красовский направил губернатору Жегулину рапорт о якобы имевшем место принятии крестьянами православия и уже затем их повторном «совращении» в унию велижским греко-католическим протоиереем Квятковским. В результате Квятковский был привлечен к суду – и оправдан (одновременно было установлено, что в Сертейском приходе православие приняло меньшинство униатов). В январе 1800 года земский суд запретил Белинскому «ложные доносы» против оставшихся в унии крестьян, а 13 июля 1800 года Римско-католический департамент предписал полоцкому униатскому архиепископу Ираклию Лисовскому «озаботиться приисканием священника» и освятить часовню в Маклоках, «если она не освящена по грекороссийскому обряду» (что и было исполнено)»22.

«Одновременно с Сертейским приходом к православному исповеданию (теми же Белинским и Изюмовым) был присоединен Чепельский. Местные крестьяне также жаловались на насилия, сопровождавшие «бывшее добровольным» присоединение: приезжали «в господские дворы стращати разнообразным средством, принуждая к принятию благочестия, и помимо нежелания всех прихожан, коих и ныне счет в унии 10 219 душ… свою ложь представив Полоцкому наместническому правлению, а оно утвердив их, удалило униатских священников… и велело освятить на благочестивый обряд обе сертейскую и чепельскую церкви, таким образом оставив прихожан без унитских пастирев»23.

С 1823 года в г. Велиже существовало четыре прихода: Духовской, Николаевский, Ильинский и Воздвиженский…

Переломное восстание

С.Г. Козлов-Струтинский пишет: «Восстание 1830-1831 гг. считается переломным моментом в отношении власти к римско-католическим и униатским общинам. Это верно лишь отчасти. Ограничения и репрессивные акты, вошедшие в силу после восстания, готовились правительством заранее. Так, в 1827-1828 гг. в Петербурге был разработан план ликвидации унии (соответствующий проект был подписан министром народного просвещения и главноуправляющим духовными делами иностранных исповеданий А.С. Шишковым). В рамках плана был предпринят ряд мер, направленных на ослабление унии и связей униатов с латинским католичеством…»24.

«В 1831 году, после дискуссий (сразу единогласия не было), правительством было принято окончательное решение, что унию необходимо уничтожить, тем не менее соответствующий указ императора был подписан только 25 мая 1835 г., после чего все реальные шаги в этом направлении координировал Секретный комитет для рассмотрения мер по униатским делам, созданный в 1836 году»25.

Н. Казаков


14. Е. Романов. Общий очерк Витебской губернии. Велижский уезд. Глава XIII. 
Стр. 144 /Памятная книжка Витебской губернии на 1898 год. Витебск. Губернская типография. 1898/.
15.  Архив Могил. Епарх. Древлехранил. Связка о гонен. на правосл. (См. Е.Романов. Общий очерк Витебской губернии. Велижский уезд. Глава XXVII. Казаковская волость. Стр. 260. /Памятная книжка Витебской губернии на 1898 год. Витебск. Губернская типография. 1898/.
16. https://web.archive.org/web/20160811192444/http://www.smalensk.org/?p=900Греко-католическая церковь 
в регионе русско-белорусского пограничья (современные Псковская и Смоленская области) в конце XVII – первой трети XIX в. Попытка обобщения данных. Автор ссылается: Углiк I. Да праблемы этнакультурнай iдэнтыфiкацыi. С. 42. – Экстракты из реляций епискола Георгия Гильцена, содержащие краткую статистику униатских приходов за 1756 г., см.: Diugosz Т. Dziejediecezjismolenskiej. S. 71.
17. https://web.archive.org/web/20160811192444/http://www.smalensk.org/?p=900Греко-католическая церковь 
в регионе русско-белорусского пограничья (современные Псковская и Смоленская области) в конце XVII – первой трети XIX в. Попытка обобщения данных. Автор ссылается: РГИА, ф. 822, оп.1, д. 359, л. 23 об. (слова из ходатайства первого члена Себежского униатского духовного правления протоиерея Иосифа Александровича императору Павлу от 17 декабря 1799 г.).
18. https://web.archive.org/web/20160811192444/http://www.smalensk.org/?p=900Греко-католическая церковь 
в регионе русско-белорусского пограничья (современные Псковская и Смоленская области) в конце XVII – первой трети XIX в. Попытка обобщения данных. 
Автор ссылается: Pierling P. La Russie 
et le Saint-Siege: Etudes diplomatiques. 
Vol. 5. Paris, 1912. P. 30.
19.  О. Киселев. Столетие православия Николаевской церкви в г. Велиже. Стр. 785-791 /Полоцкие епархиальные ведомости. 1909. № 41/.
20.  Св. М. Красовицкий. Велижское благочиние и некоторые из церквей его (историко-статистическое описание). Стр. 77-98. /Памятная книжка Витебской губернии на 1866 год. Под редакцией А.М. Сементовского. Спб, 1866/.
21.  https://web.archive.org/web/ 20160811192444 /http://www.smalensk.org/?p=900Греко-католическая церковь в регионе русско-белорусского пограничья (современные Псковская и Смоленская области) в конце XVII – первой трети XIX в. Попытка обобщения данных. : Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. Т. 23. [СПб.], 1830. С. 509-512.
22. https://web.archive.org/web/20160811192444/http://www.smalensk.org/?p=900Греко-католическая церковь 
в регионе русско-белорусского пограничья (современные Псковская и Смоленская области) в конце XVII – первой трети XIX в. Попытка обобщения данных. Автор ссылается: РГИА, ф. 822, on. 1, д. 206, 
л. 1-1 об. («Всепокорнейшее прошение Велижского повета Сертейского 
и Чепельского приходов… унитов, 
от крестьян Якова Иванова, Аввакума Гаврилова, Потапия Осипова, Андрея Макарова в Департамент римского исповедания католических дел»).
23.  https://web.archive.org/web/20160811192444/ http://www.smalensk.org/?p=900Греко-католическая церковь в регионе русско-белорусского пограничья (современные Псковская и Смоленская области) в конце XVII – первой трети XIX в. Попытка обобщения данных. Автор ссылается: РГИА, ф. 822, on. 1, д. 206, л. 1-1 об. («Всепокорнейшее прошение Велижского повета Сертейского и Чепельского приходов… унитов, от крестьян Якова Иванова, Аввакума Гаврилова, Потапия Осипова, Андрея Макарова в Департамент римского исповедания католических дел»).
24. https://web.archive.org/web/20160811192444/ http://www.smalensk.org/?p=900Греко-католическая церковь в регионе русско-белорусского пограничья (современные Псковская и Смоленская области) в конце XVII – первой трети XIX в. Попытка обобщения данных.
25.  https://web.archive.org/web/20160811192444/
http://www.smalensk.org/?p=900Греко-католическая церковь в регионе русско-белорусского пограничья (современные Псковская и Смоленская области) в конце XVII – первой трети XIX в. Попытка обобщения данных. Автор ссылается: Likowski Е. DziejeKosciolaunickiego па Litwie i Rusi w XVIII i XIX wieku. Cz. 2. Warszawa, 1906. S. 91-93; Филатова E.M., Яновская В.В. Изменение статуса и укрепление позиций православной церкви в Беларуси (конец XVIII – начало XX вв.) // Актуальныя праблемы псторьй Беларуси стан, здабытк1 i супярэчнасщ, перспектывы развщця: Матэрыялы рэсп. канф. 3-4 мая 2002 года. Ч. 2. Гродна, 2003. С. 9-10; Марозава С.В. Унiяцкая царква Беларусi у 1838 г.: некаторыя маловядомыя староню //Хрыстiянства у пстарычным лесе беларускага народа: 36. навук. арт. Гродна, 2008.

Вам может также понравиться...