Определены контуры новой национальной системы высшего образования
В российских вузах вернут специалитет (курс обучения не менее 5 лет) по точным наукам. По другим направлениям сохранится бакалавриат. Об этом заявил во вторник президент Российского союза ректоров, ректор МГУ имени М.В. Ломоносова Виктор Садовничий на пресс-конференции, посвященной приемной кампании 2022 года.
«Наша генеральная линия – специалитет, аспирантура должна быть научной, а не учебной. И, конечно, сохранить бакалавриат в тех случаях, когда это диктуется какими-то условиями. И, безусловно, разрешить после специалитета поступать в магистратуру, а не запрещать, как сейчас», – сказал ректор.
Минобрнауки осенью внесет на рассмотрение в Госдуму предложения о формате новой национальной системы высшего образования, которая придет на смену дискредитировавшей себя Болонской.
Михаил Артеменков, член Экспертного клуба региона, член Общественной палаты Смоленской области, председатель комиссии по образованию и науке, ректор Смоленского государственного университета
В настоящее время Минобрнауки России разрабатывается концепция национальной системы высшего образования. При этом, конечно, важно, чтобы в основе новой системы лежали те достижения, которые составляют историческую основу российского высшего образования и обеспечивают качественную подготовку профессионалов для экономики, общества и государства. При этом речь не должна идти об изоляции. Необходимо сохранять и расширять международное научное и образовательное сотрудничество, искать новые формы студенческой и преподавательской мобильности, реализовывать совместные научно-исследовательские проекты.
Важно отметить, что дискуссия сейчас в основном идет не вокруг «формы» организации высшего образования – «бакалавриата» или «специалитета». Главным предметом обсуждения стало содержание образования. Это очень важно, поскольку единые подходы к содержанию образования обеспечивают единое образовательное пространство, понимание у всех участников образовательного процесса (студентов, преподавателей, работодателей) его результатов. Считаю, что в любом случае у студентов должна быть возможность формировать свою образовательную траекторию, зачастую уникальную, поскольку современный мир очень вариативен. К тому же бывает сложно выбрать свой путь, когда поступаешь в университет. А значит, должна быть возможность скорректировать свою образовательную программу, получить те знания и навыки, которые сделают из студента специалиста, востребованного на рынке труда.
Марина Проскурнина, член Экспертного клуба региона, член Общественной палаты РФ, член Общественной палаты Смоленской области, главный редактор СОГУП «Центральная объединенная редакция»
Все российские вузы были официально исключены из Болонского процесса. Фактически не Россия вышла из Болонской системы, а ее саму отстранили от участия в ней.
Наконец-то мы дождались. Болонская система – это прожитый нами этап. Возвращения у нас к нему не будет.
В основе нашей собственной системы образования должны лежать интересы национальной экономики.
Честно говоря, все мы прекрасно понимали, что это решение назрело уже давно. Что давала нам эта система? Только то, что российские дипломы признавали на Западе? А так ли важно это для нас сейчас? Так ли важно для нас признание нашего уровня образования странами, которые запустили процесс отмены всего русского?
Мы никому и ничего не должны доказывать. И поощрять утечку наших мозгов на Запад уже тоже, слава Богу, никто не будет.
Не будем отрицать тот факт, что отказ от этой системы сократит возможности найти себе работу с нашими дипломами за рубежом. Но так ли это страшно в условиях современной реальности? Болонская система в основном объединяет только европейские страны. Посмотрите на карту, какую часть на ней занимает Европа? А ведь получить опыт и трудоустроиться можно не только там.
И потом пришло время создавать условия для трудоустройства внутри страны.
У нас есть все возможности для развития технологий, экономики, и они сейчас реализуются самым широким образом.
Если говорить о самой системе образования, то я не думаю, что ее ждут кардинальные перемены. Все наши вузовские программы разработаны на основе наших ФГОСов.
Я считаю, что двухуровневая система бакалавриата и магистратуры – это прекрасный вариант для получения второго высшего образования.
А в целом, подводя итоги, скажу: у России свой уникальный путь развития. Так было, есть и так будет.
Алла Владимировна Лукина, член Экспертного клуба региона, выпускающий редактор газеты «Велижская новь»:
Уже давно ведется разговор о том, что российская система высшего образования требует кардинальных изменений. И связано это в том числе с внедрением Болонской системы, которая, по моему мнению, не дала тех результатов, которые планировались.
Лично я всегда была противником Болонской системы, т.к. такая форма получения высшего образования, как бакалавриат в данной системе, больше схожа с получением образования в средних профессиональных заведениях. Знания, полученные в техникумах и колледжах, равны полученным в университете (бакалавриат), а срок обучения практически отличается на пару месяцев. Бакалавриат, таким образом, это среднее профессиональное образование, которое можно получить и в колледже.
Высшее образование в России должно вернуться к своим изначальным формам: специалитет со сроком обучения 5 лет, что позволяет подготовить специалиста широкого профиля с конкретной направленностью деятельности, и взять из Болонской системы апробированные положительные направления, такие как дополнительные курсы по различным дисциплинам в период прохождения обучения, что позволит развивать у студентов дополнительные компетенции, востребованные современным обществом.
Российское образование всегда было конкурентоспособно на мировом уровне. Специалисты, выпущенные нашими вузами, востребованы на мировом рынке труда. Да, сегодня оно требует изменений, требует внедрения всевозможных новейших технологий как в теоретической деятельности, так и в практической. Для этого у нас есть все возможности, стоит только все это обосновать, вложить в основу и раз и навсегда определить свою национальную систему высшего образования.